Очень часто в последнее время в юридической практике возникают вопросы, связанные с обжалованием действий (бездействий) врачей. Если в начале 2000-х в Украине только начиналось развитие медицинской инфраструктуры в европейском направлении, то начиная с 2010 года и по сегодняшний день активное перенимание принципов европейской медицины послужило в сфере предоставления качества таких услуг.
Предоставление медицинской помощи является разнообразным фактором, зависящим от своевременности обращения за такой помощью, а также биологических и физиологических свойств организма человека, нуждающегося в такой помощи. И не громким будет утверждение, что не всегда показатель успеха зависит от врача, препаратов, с которыми он работает или же медицинскими инструментами/приспособлениями.
Однозначно положительным результатом является увеличение степени контроля за предоставлением медицинских услуг как со стороны государства, так и формированием общественного контроля со стороны общественных организаций не только самих пациентов, но и врачей.
Ведь, учитывая взятый курс на евроинтеграцию, спрос за ошибки врачей является намного строже и проявляет себя на закрепленном законодательном уровне.
Так, на сегодняшний день, с получением рычага контроля и влияния на работу многих сотрудников здравоохранительных учреждений с помощью судебного разбирательства, многие пациенты видят в этом реальную возможность защитить свои права, а в случае наихудших раскладов получить необходимую моральную и материальную компенсацию за предоставление непрофессиональной медицинской помощи.
Однако не стоит забывать, что, как и везде – среди, так скажем, добросовестных пациентов, есть и недобросовестные, которые стремятся за счет возможного рычага контроля на медика компенсировать свои затраты на свое здоровье и при этом выставить действительно профессионального врача – преступником.
В нашей практике бывали случаи вышеуказанных вариантов, и стоит отметить несколько наиболее важных моментов в таких спорах.
Во-первых, при подаче жалобы/иска на действия или бездействия сотрудников здравоохранительных учреждений необходимо обратить внимание на вышеуказанную особенность физиологических и биологических показателей организма, которые влияют на эффективность оказания медицинской помощи.
Во-вторых, учитывайте, что любые заявления о недобросовестном предоставлении медицинских услуг тянут за собой сбор всех документов — медицинской карточки и истории болезни, а также плана лечения и т.д. В указанных документах содержится вся информация касательно выбранных способов лечения пациента, а также состояния пациента на этапах предоставления медицинских услуг. И не стоит сомневаться, что указанный перечень документов в обязательном порядке будет передан суду в качестве доказательной базы.
В-третьих, результаты предоставленных услуг, если таковые будут оспариваться, будут проверяться, возможно, даже не одним экспертным учреждением, и очень даже вероятно, что не только в Украине.
На законодательном уровне закреплена ответственность не только сотрудников здравоохранительных учреждений Украины, но и пациентов таких учреждений, которые, пользуясь возможным кнутом в законодательстве, будут пытаться получить денежную компенсацию за качественно предоставленную медицинскую помощь.
Если же существует реальная необходимость привлечь к ответственности за недобросовестную помощь врача или медицинский персонал, то рекомендуем Вам, учитывая вышеизложенное, при наличии документов, подтверждающих Вашу позицию или другой доказательной базы, обращаться в суд за защитой своих прав, гарантированных Конституцией, при этом прибегать к помощи также и общественности в лице соответствующих ассоциаций/организаций врачей.