(044) 222 93 32, (097) 714 92 92 office@partners.kiev.ua

Сегодня мы расскажем Вам о том, как государство поддерживает хозяйствующих субъектов, которые являются владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в зоне проведения АТО.

А именно, как позиция исполнительной власти разнится с конструктивными шагами законодателя.

Общеизвестно, что Конституцией Украины и нормами Налогового кодекса Украины предусмотрена обязанность плательщиков налогов оплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных законами.

В соответствии с Налоговым кодексом Украины, плата за землю является налогом, который взимается в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и землепользователи.

Как известно, с апреля 2014 года на востоке страны проводится Антитеррористическая операция, направленная на восстановление конституционного строя в отдельных регионах.

Отметим, что законодатель (Верховная Рада Украины) в августе 2014 года приняла Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», которым предусмотрела предоставление льгот по оплате земельного налога (а именно – освобождение от его оплаты) субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции. Этим же законом предусмотрено, что Кабинет Министров Украины определяет, какие именно населенные пункты относятся к территориям проведения антитеррористической операции, и своим распоряжением утверждает перечень таких населенных пунктов.

В то же время, законом не был предусмотрен порядок получения льгот и способ их отображения в налоговом учете предприятий.

Возникшая несогласованность привела к необходимости предприятия «ХХХ» обратиться в налоговый орган с целью получения налоговой консультации в которой были заданы такие вопросы: 1) распространяются ли на предприятие «ХХХ» предусмотренные Законом льготы; 2) имеет ли право предприятие «ХХХ» применять предусмотренные льготы и в каком периоде; 3) каким способом предприятие имеет право применить установленные льготы.

В ответ на свой запрос, предприятие получило письмо фискального органа о том, что порядок предоставления налоговых льгот не разработан, а сами льготы (освобождение от оплаты земельного налога на территории проведения антитеррористической операции) не могут использоваться, так как не внесены в Налоговый кодекс Украины.

При этом орган исполнительной власти сослался на положения того же Кодекса, которым предусмотрено, что исключительно Налоговым кодексом Украины определяются перечень налогов и сборов, а так же период их оплаты и освобождения от оплаты.

Плательщик, получив налоговую консультацию такого содержания, обжаловал ее в суде, обосновав иск нарушением своего права на получение налоговой льготы, которая предусмотрена специальным законом.

Административные суды (первой и апелляционной инстанции), приняв к рассмотрению исковое заявление и рассмотрев требования предприятия по сути, поддержали позицию плательщика. Принятыми судебными решениями индивидуальную налоговую консультацию отменено.

Суды отметили, что Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» и Налоговый кодекс Украины регулируют разные вопросы относительно платы за землю на территории, на которой проводится антитеррористическая операция и допускают неоднозначное толкование наличия или отсутствия обязанности предприятия по оплате земельного налога.

Судебные решения содержат вывод о том, что нормы Налогового кодекса Украины регулируют общие вопросы взимания земельного налога, в то время как нормы Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» регулируют указанные вопросы с определением конкретной территории, а поэтому являются специальными нормами, которые должны применятся к подобным правоотношениям.

Сегодня, Высший административный суд Украины оставил без изменений решения судов первой и апелляционной инстанций, тем самым подтвердив право налогоплательщика на применение налоговой льготы по уплате земельного налога, в случае осуществления хозяйственной деятельности на территории проведения антитеррористической операции.

В соответствии с Налоговым кодексом Украины, после вступления в силу судебного решения, которым отменена индивидуальная налоговая консультация, орган, предоставивший такую консультацию, обязан дать налогоплательщику новую индивидуальную консультацию с учетом выводов суда, на протяжении 30 календарных дней.

Ждем…

Вот так в нашей демократической стране действует система сдерживаний и противовесов.

Судебная ветвь власти, в отличие от исполнительной власти, стала на сторону плательщика налогов и защиту его прав, тем самым поддержав нелюбимых многими «законописцев».

Comments

comments

Share This