Любой неприятный инцидент в компании – это ЧП, требующее проведение служебного (внутреннего) расследования.
Из нашей практики, часто руководители стремятся скрыть информацию о любых инцидентах в компании, опасаясь, что она может нанести существенный вред репутации. Но практически из любого ЧП можно выйти с пользой в виде заметного воспитательного эффекта на сотрудников.
Для этого служебное расследование должно быть проведено с соблюдением принципов законности, своевременности, оперативности, повсеместности, полноты и компетентности.
Целями проведения такого расследования являются:
— поиск виновных в происшедшем;
— выяснения причин возникновения;
— оценка ущерба и поиск способа его минимизации;
— разработка предложений по предотвращению подобных случаев в будущем.
Для достижения таких целей алгоритм проведения служебного расследования может выглядеть следующим образом:
- Выявление сути произошедшего (что произошло, по каким причинам, какие последствия, какая необходима информация и где ее можно получить для проведения внутреннего расследования).
- Сбор информации, которая имеет отношение к инциденту, путем проведения необходимых мероприятий, с учетом обстоятельств произошедшего (свидетельские показания, объяснения участников, документы, заключения, данные систем видеоконтроля или контроля доступа, проверка на полиграфе и т.д.).
- Установление размеров причиненного ущерба (расчеты внутренних специалистов на основании бухгалтерских документов и привлечение независимых аудиторов).
- Анализ полученной информации на предмет достоверности (выявление и проверка противоречий, построение логической картины произошедшего).
- Обоснованное заключение (по имеющимся данным определение виновника, разработка мер для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем).
Комплексное проведение служебного расследования позволит предотвратить большую часть ЧП в будущем и минимизировать возможный ущерб компании, а, значит, стать элементом построения Абсолютной защиты бизнеса.