На сегодняшний день законодательно закреплено, что проверить работодателя на соблюдение норм трудового законодательства могут:
1) инспекции по труду;
2) органы местного самоуправления;
3) фискальная служба.
Но, на практике, ситуация несколько иная: такие полномочия есть только у Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов (у инспекций по труду).
Это все объясняется тем, что изменения в законы уже вступили в силу, но новый порядок проведения проверок, который будет устанавливать процедуру проведения таких проверок еще не принят, хоть и находится на стадии активного обсуждения и согласования, также не утверждена и не обнародована на официальном веб-сайте унифицированная форма акта.
Поэтому, пока такой порядок не принят, мы, также как и проверяющие, пользуемся старым, но действующим порядком № 390, который регламентирует процедуру проведения проверок Гоструда и делаем вывод, что органы местного самоуправления не могут проверить работодателя на соблюдение норм трудового законодательства.
Что касается проверок трудовых отношений ГФС: здесь есть некоторые разногласия:
В конце января ГФС в ЗІР (категория 103.26) напомнили, что минимальная зарплата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования.
При этом ст. 35 Закона Украины «Об оплате труда»: контроль над соблюдением законодательства об оплате труда могут осуществлять и ГФС («Контроль за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляют … органы доходов и сборов»).
Основываясь на этих нормах, ГФС считает, что имеет право осуществлять контроль за начислением зарплаты, удержанием из ее размера НДФЛ путем проведения проверок в соответствии с НКУ на основании уведомлений Пенсионного фонда ГФС и Гоструда о работодателях-нарушителях в соответствии с Порядком обмена информацией о ведомостях, которые содержат признаки использования труда неоформленных работников и нарушения законодательства о труде.
Но на сегодняшний день этот порядок не принят, обнародован только его проект.
Следом за этой информацией 14.02.2017 года вышло Письмо ГФС, в котором ГФС сделано вывод, что вопрос трудовых отношений не относится к компетенции ГФС, а находится в правовом поле Министерства социальной политики Украины.
Если учитывать, что информация, размещенная в «ЗІР», содержит общую позицию ГФС по применению норм налогового законодательства без учета особенностей конкретного налогоплательщика и специфики конкретных ситуаций. А, значит, не является налоговой консультацией в понимании главы 3 «Налоговая консультация» НКУ и не вызывает правовых последствий, предусмотренных ст. 53 НКУ. (Письмо ДФС от 30.09.2015 г. № 20716/6 / 99-99-10-03-02-15)
Из всего этого логично сделать вывод, что ГФС не наделена полномочиями проводить проверки трудовых отношений, а, значит, не имеет права проверять зарплаты не ниже минимальных.