(044) 222 93 32, (097) 714 92 92 office@partners.kiev.ua

Представим самую обычную рабочую ситуацию: есть необходимость приобрести, например, для внутренних нужд товар. Вопрос в выборе поставщика делегирован сотруднику Х.

В идеальном мире сотрудник Х, выполняя свою трудовую функцию, запрашивает коммерческие предложения минимум у десятка компаний и по критериям стоимости/условий поставки выбирает наиболее выгодное для компании предложение.

В реальном мире, как показывает практика, ситуация довольно часто складывается иначе, потому что сотрудник Х за свою работу хочет получить кроме своей заработной платы еще и «бонус» от поставщика, с которым подписан договор.

Такой бонус и носит распространенное название «откат».

 

Бизнес, построенный на «откатах», иногда дает действительно быстрый старт по сравнению с честным бизнесом. Но со временем этот отрыв сокращается и ситуация кардинально меняется.

С другой стороны, Вы, как собственник компании, не защищены от недобросовестных менеджеров, даже если Вы сторонник прозрачной модели ведения бизнеса.

 

Очевидными признаками того, что на предприятии работают недобросовестные работники, которые получают от контрагентов откаты являются то, что Ваша компания уже давно закупает товары не по рыночным ценам, а реализует продукцию только нескольким крупным клиентам, которые получают максимально возможные скидки или наличие у Вас контрагентов со слишком широким списком поставляемых или закупаемых у Вас товаров или услуг.

Бороться с откатами можно и нужно. Вариантов множество.

Приведем 2 наиболее эффективных по нашему мнению варианта контрольных мероприятий, которые необходимо включить в процедуру согласования договоров:

  • организовать в компании процедуру проверки работы по выбору поставщиков путем сравнения условий предполагаемой закупке по цене и объему с условиями предыдущих закупок у того же контрагента или других поставщиков;
  • организовать формирование каждым менеджером всех коммерческих предложений в бланк альтернатив на каждую закупку. При этом поставщиков должно быть не меньше трех, каждый из них должен соответствовать утвержденным Вами требованиям. Дальше этот бланк альтернатив анализируется ответственным сотрудником на предмет обоснованности выбора.

При этом учитывайте, что оба варианта эффективны, но эффективны только на этапе заключения договора.

Comments

comments

Share This